Пенсионная реформа
Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года
- Подробности
- Пенсионная реформа
- Пенсионная система
- Опубликовано 01 Октябрь 2012
- Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года
- Введение - Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации
- Раздел I. Основные итоги функционирования пенсионной системы
- Раздел II. Основные цели и задачи развития пенсионной системы
- Раздел III. Направления реализации Стратегии
- Совершенствование тарифно-бюджетной политики
- Преобразование системы досрочных пенсий
- Реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы
- Развитие корпоративного пенсионного обеспечения
- Совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы
- Совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием
- Развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения
- Раздел IV. Этапы реализации Стратегии
- Раздел V Ожидаемые результаты
- Раздел VI. Заключение
- Все страницы
Раздел I. Основные итоги функционирования пенсионной системы
В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:
- установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;
- восстановление утраченных в ходе рыночных реформ пенсионных прав, приобретенных в советское время (валоризация);
- создание объективных экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих пенсионеров для получения трудовой пенсии на уровне международных норм;
- повышение среднего размера трудовой пенсии.
Так, средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.
Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году - 108,4%,
в 2007 году - 110,4% и в 2012 году - 179,8%.
Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в 2002 году составлял 34%, к 2007 г. он снизился до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличился до 36,8% в результате целевого роста базовой части трудовой пенсии в период 2008 - 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период.
Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого материального уровня пенсий.
Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям (приложения № 1 и № 2):
невозможности поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров. Так, повышение уровня жизни пенсионеров затормозится и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9%;
обострению проблемы обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для средне - и высокодоходных категорий граждан;
нарастанию рисков, связанных с сохранностью пенсионных накоплений;
трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года будет превышать 2% валового внутреннего продукта.
Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, которые непосредственно проявляются в следующем:
- макроэкономические параметры - темпы роста и объемы валового внутреннего продукта, структура занятости, показатели производительности труда, инфляция и размер заработной платы;
- большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы;
- наличии значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение;
- увеличении продолжительности жизни;
- высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте.
Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы:
остается нерешенной проблема досрочных пенсий;
- не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан;
- действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами;
- порядок (формула) расчета страховой части трудовой пенсии, формирует пенсионные обязательства, не обеспечиваемые соответствующими финансовыми ресурсами.
- Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.